В Одессе пройдет фестиваль современной музыки Music Marine Fest
С 1 по 3 июля в Одессе состоится II Международный молодежный фестиваль современной музыки Music Marine Fest, в котором прозвучат произведения, посвященные морской тематике. Для участия в фестивале организаторы установили строгие рамки: возраст композиторов (18-35 лет), время звучания (до восьми минут) и состав исполнителей (до восьми человек), взрослые музыканты и монументалисты на фестиваль не допускаются. В остальном же – никаких ограничений: наряду с камерными произведениями будут представлены электронные композиции и инсталляции с музыкальным сопровождением.
В этом году на фестиваль приедут 33 композитора из Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Ирана, Китая, России (группа "Объединенные композиторы" везет отдельную программу "ОК"), а также из Киева. На протяжении трех дней ожидаются выступления нового киевского ансамбля Nostri temporis, московского квартета флейт "Сиринкс" и двух одесских команд, играющих современную музыку,– Senza sforzando и Odessa fortefeya ensemble. В программе нынешнего фестиваля много не только новых морских или просто "водных" мелодий и гармоний ("Море на рассвете" Марии Мядюты, "Капельки" Золтана Алмаши, "Веселый ручеек" Джана Мена, "Воспоминания о море" Евгения Геплюка, "Путь луча по воде" Анны Тихоплав и др.), но и партитур–посвящений одних участников фестиваля другим.

ЮЛИЯ Ъ-БЕНТЯ


Неземная музыка
В Одессе прошел Music Marine Fest

Во вторник в Морской арт-галерее Одесского порта завершился II Международный молодежный музыкальный фестиваль Music Marine Fest. Три вечера подряд три десятка композиторов из семи стран соревновались в мастерстве с природными явлениями – шумом морского прибоя, игрой отражений и движением пузырьков в газированной воде. Явных фаворитов среди стран-участниц не оказалось, но вместе они доказали, что хорошая музыка о море является буквальным отражением просто хорошей музыки.
Международный музыкальный фестиваль Music Marine Fest уже во второй раз проходит в Морской арт-галерее Одесского порта – просторном и светлом здании прямо на берегу моря. Работу галереи координирует художница Татьяна Биновская. Живописные биеннале маринистики она проводит уже 14 лет. В прошлом году госпожа Биновская поддержала идею студентки Одесской консерватории Анны Тихоплав – она задумала раз в году собирать молодых музыкантов из стран СНГ, которые исполняли бы произведения морской тематики. В этом году к работе одесских организаторов подключилась киевский композитор Елена Серова, ставшая арт-менеджером фестиваля. Госпожа Серова не только привезла с собой молодых киевских композиторов и исполнителей, но и инициировала участие в фестивале двух заметных московских коллективов – группы "Объединенные композиторы" и квартета флейтистов Syrinx. Единственный спонсор фестиваля также нашелся в столице – им стал НИИ "Проектреконструкция" (оба раза форум проходил без поддержки Минкульта и других государственных организаций, что украинским академическим фестивалям несвойственно).
По замыслу организаторов, Music Marine Fest открыт для самой разнообразной музыки, но при одном условии: она должна ассоциироваться со стихийными явлениями. Буквальных подражаний звукам моря на фестивале было меньше всего – молодые композиторы предпочли переплавлять в музыке личные впечатления, сравнивать берег моря с "берегом жизни" и вообще под любым предлогом обращались к психологии.
Море прозвучавших миниатюр тоже оказалось своеобразной стихией – с вполне естественными творческими приливами и отливами. Киевлянка Мария Мядюта в "Море на рассвете" (пьесу исполняла одесская пианистка Ани Варданян) продемонстрировала, что как рыба в воде чувствует себя в фортепианной стилистике Рахманинова. Радикально лаконичные "Капельки" Золтана Алмаши стали исследованием не столько структуры воды, сколько возможностей музыкальной формы – каким наименьшим количеством звуков все же можно о чем-то сказать. Петербургский композитор Сергей Хисматов, напротив, максимально используя возможности акустического рояля (кластеры, игра по прижатым струнам и прочие фортепианные изыски), в своей "Молекулярной фантазии #1 – H2O газированная" натуралистично сымитировал физические процессы.
С наибольшим восторгом и криками "браво" зал принял еще несколько своеобразнейших композиций. "...к морю..." белоруса Константина Яськова оказалось лучшим из произведений, которые в Одессу привез московский квартет флейтистов Syrinx. Причем команда Святослава Голубенко, увидев выписанную до мельчайших подробностей "плотную" партитуру, не сразу решилась на ее исполнение. На другом, созерцательно-меланхолическом полюсе программы ансамбля оказался "Хрустальный берег" киевлянина Максима Коломийца.
Стержнем заключительного фестивального дня стало выступление группы "ОК", в прошлом году объединившей студенток Московской консерватории. Каждая из участниц не только пишет музыку, но также играет или поет. Кульминацией их программы и единственным произведением, имевшим отношение к морю (на фоне прибоя звучали библейские эпиграфы в магнитофонной записи), стал "Триптих" Татьяны Шатковской для голоса и фортепиано на слова Александры Жулитовой – классический вариант подражания стилистике композитора Георгия Свиридова. Пожалуй, самым удачным опусом в программе москвичек оказалось трио Inalare Айгерим Сеиловой. В нем соло кларнета (Ольга Шестакова) исполняло роль якоря, с которым не страшны никакие бури.
На Music Marine Fest дебютировал ансамбль Nostri temporis, чей состав на протяжении всего фестиваля варьировался от дуэта до квартета. Под конец второго фестивального дня в исполнении одесского ансамбля Senza sforzando впервые прозвучали "Времена года" на стихи Мацуэ Басе одессита Алексея Суровых, ранее победившего на киевском конкурсе молодых композиторов Gradus ad Parnassum. Участники этого же ансамбля, фортепианный дуэт Марины Мохряковой и Александра Перепелицы, закрывали фестиваль композицией BI-Lennium II азербайджанца Фирудина Аллахверди, в которой после поочередного ухода музыкантов со сцены (как в "Прощальной симфонии" Гайдна) продолжала звучать магнитофонная запись. Она, безусловно, уже не могла заменить живого фестивального общения – так же, как никакая музыка не способна заменить живого звучания морского прибоя.

ЮЛИЯ Ъ-БЕНТЯ


Море внутри… и снаружи…
В первое воскресенье июля Одесса с размахом отметила праздник работников морского и речного транспорта Украины. В легендарном городе стартовала международная регата «Кубок портов Чёрного моря». Одновременно Морская Арт Галерея Одесского порта презентовала две уникальные культурные акции – II международную биеннале графики «ГраМарина» и ІІ международный молодёжный фестиваль современной музыки Music Marine Fest.

Водная стихия и таинства морских глубин издавна волновали представителей художественного мира. Всем известно, что море вдохновляло Ивана Айвазовского и французских импрессионистов, стало неотъемлемым компонентом незабвенной прозы Александра Грина и ряда музыкальных опусов Николая Римского-Корсакова. Уже 14 лет современный взгляд на неисчерпаемую тему моря представляет созданная по инициативе Раду и Татьяны Биновских Морская Арт Галерея Одессы.

В 1996 году известная художница, а ныне директор галереи Татьяна Биновская инициировала международную живописную биеналле «Марина», ответвлением которого позже стала графическая «ГраМарина». В 1998-м благодаря содействию начальника Одесского морского торгового порта Николая Павлюка Морская Галерея обрела просторное выставочное помещение в 1070 кв. м., расположенное прямо на берегу Чёрного моря. Двухэтажная студия не только позволяет экспонировать значительное количество живописных работ, но также даёт возможность проводить концерты и перфомансы. Уже два года госпожа Биновская поддерживает творческие начинания молодого одесского композитора Анны Тихоплав, предоставляя выставочное пространство для проведения необычного морского фестиваля академической музыки.
На летней «ГраМарине 2007» было представлено 33 вида графической техники в исполнении художников из СНГ, Европы, США, Канады и даже Японии. К слову, изобретённая в VIII веке китайскими мастерами гравюра и возникшая в средневековой Европе графика, сегодня насчитывает более 50 разновидностей, среди которых наиболее популярными являются офорт, гравюра по металлу, акватина, литография, каллиграфия и современная компьютерная графика. По словам Раду Биновского, именно графика является своеобразным лакмусом художественного мастерства. Гораздо более трудоёмкая, чем живопись, графическая миниатюра одновременно намного дешевле и поэтому не приносит громкой славы. Обращение художника к этому виду изобразительного искусства свидетельствует об искренности и мастерстве, а поэтому заслуживает особого уважения. В этом году победителями «ГраМарины» стали наиболее авангардные из представленных на биеннале работы «Сказки Синдбада», «Выброшенный» и «Дневник Капитана», созданные в технике сухой иглы Слободаном Томичем (г. Сплит, Хорватия). Второе место досталось нестандартному по замыслу, тонкому в деталях, но более традиционному по форме и образности Константину Калиновичу (Луганск). Третьим стал отличившийся индивидуальным стилем и необычностью композиции известный киевский художник Эдуард Бельский.

Одновременно с графической биеннале на проходившем с 1 по 3 июля фестивале Music Marine Fest собрались молодые композиторы и исполнители из Украины, России, Белоруссии, Молдовы, Азейбарджана, Ирана и Китая. Ядром форума стали музыканты Одессы, Киева и Москвы. На Music Marine Fest’е прозвучало 40 произведений, среди которых и разноплановые опусы, вдохновлённые нестандартной идеей морского фестиваля, и камерные сочинения прямо не связанные с его концепцией. «Морская тематика приветствуется, но не является самоцелью», – объяснила автор идеи и директор фестиваля Анна Тихоплав. «Хорошая музыка должна звучать, а в Украине серьёзных молодёжных фестивалей практически нет. Музыку молодых композиторов никто не знает, мы впервые открываем её широкой аудитории, поэтому лучшие внепрограммные произведения также включили в концерты. Для музыкантов и слушателей подобный опыт общения, знакомство с современной культурой разных стран неоценим. В прошлом году на фестиваль приехали композиторы из трёх государств, сейчас объединились семь стран-участниц, хотя планировалось расширить географию форума до 20 государств. К сожалению, целевая аудитория академической музыки не попадает в круг спонсорских интересов. До последнего момента фестиваль оставался под вопросом, и почти никто не верил, что своими силами удастся его провести». К слову, единственным спонсором Music Marine Fest’а была не коммерческая структура, а НИИ «Проектреконструкция». С расселением гостей помогла Одесская консерватория, а рояль предоставил Всемирный клуб одесситов.

Композиторские опыты на аква-тему оказались столь же непредсказуемы, как и само море. Рядом с традиционными по языку лирическими произведениями украинки Марии Мядюты («Море на рассвете»), китаянки Джан Мен («Весёлый ручеек»), москвичей Ильи Шилова и Андрея Рубцова («Капли» из цикла «Пейзажи» и Флейтовый квартет) прозвучали сочинения более современной стилистики и экспрессивной образности. Одесскую школу представили «Полёт на планету Удозоль» Анны Тихоплав, «Скрытое» и «Тень» Киры Майденберг, оригинальный цикл «Времена года» на стихи Мацуо Басё Алексея Суровых.

Благодаря киевскому арт-менеджеру фестиваля Елене Серовой одесские слушатели познакомились с произведениями её земляков. Среди них - несколько ярких фортепианных опусов блестящего пианиста Евгения Геплюка, конструктивистская и выверенная по форме соната для кларнета и фортепиано «Sehr Angenehm» Алексея Шмурака, импульсивная Морская соната Андрея Зименко. Сама Елена Серова представила одесскому слушателю Сонату-поэму для скрипки и фортепиано и миниатюру «Игра отражений» (последняя звучала в исполнении Odessa f фея ensemble). Этот же коллектив исполнил «Таинство волны» киевлянина Ярослава Одрина и премьерное сочинение Ивана Гонтаря «Один день из памяти песка, что лежит на побережье».

Пожалуй, лучшим среди музыкальной маринистики киевских звукописцев стал «Хрустальный берег» для квартета флейт Максима Коломийца. Этот автор, как и Алексей Шмурак, и Евгений Геплюк, совмещает увлечение композицией с исполнительской карьерой.

Настоящим открытием фестиваля стало творчество двадцатисемилетнего азейбарджанского композитора Фирудина Аллахверди. «Hara?» («Куда?») в интерпретации киевского ансамбля Nostri temporis и «BI-Lennium» для 4-х рук и записи в исполнении одесских пианистов Марины Мохряковой и Александра Перепелицы-мл. отмечено не только продолжительными аплодисментами публики, но и одобрением первой леди одесской композиторской школы Кармеллы Цепколенко.

Благодаря оригинальности тематизма, отточенной форме, выверенной драматургии и несомненной композиционной логике одним из лучших произведений, написанных специально для фестиваля, можно назвать «…к морю…» аспиранта Минской консерватории Константина Яськова (посвящение Елене Серовой). Как и сочинения других авторов, в виртуозном исполнении московского квартета флейт «SYRINX» произведение прозучало более, чем убедительно. «SYRINX» – первоклассный профессиональный ансамбль, игру которого в украинских широтах услышишь нечасто.

Среди российских гостей Music Marine Fest’а необычностью замысла и смелым музыкальным языком выделялась «Молекулярная фантазия №1 – Н2О газированная» петербуржского композитора Сергея Хисматова, которую блестяще исполнил киевский композитор и пианист Алексей Шмурак. В то же время разнообразное творчество девушек из гуппы Московских объединёных композиторов вызывало множество вопросов, осташихся без ответа. Мнения по поводу музыки москвичек кардинально отличались. Больше других слушателям и коллегам-музыкантам понравилось трио «Inalare» Айгерим Сеиловой, вокальные циклы Екатерины Старенковой и Татьяны Шатковской, а также фортепианые миниатюры Анны Шатковской.

Международные «ГраМарина» и Music Marine Fest предоставили широкую пищу для размышления о будущности современной графики и музыки. Посетители и зарубежные гости Галереи получили море зрительных и слуховых впечатлений, годовой заряд положительных эмоций, а молодые музыканты смогли поделиться личными наблюдениями над миром парусов и чаек. Музыка большинства композиторов была по-настоящему искренней и глубокой. Уверена, что время ещё не раз покажет, какие бесценные сокровища таятся в бездонной душе молодого искусства.

Татьяна ПАНЬКО, для DailyUA


Морская душа просит музыки
Регата и биеннале превратились в одно целое Если кому-нибудь кажется, что знойным летом выставочная жизнь в Одессе замирает, то это не совсем так. Взять хотя бы Второй международный биеннале графики "Грамарина", который на днях весьма торжественно открылся и продолжит свою работу в стенах Морской галереи до 28 июля. Директор галереи Татьяна Биновская совместила церемонию открытия со стартом яхтенной регаты на Кубок портов Черного моря, и первые посетители попадали на выставку, сделав всего несколько шагов в сторону от причала, чтобы войти в выставочный зал. А когда кавалькада яхт под разноцветными парусами унеслась вдаль, можно было углубиться в тему, рассматривая дивную морскую графику, прибывшую на биеннале по почте из разных стран мира. "Грамарина" отпочковалась два года назад от масштабного биеннале "Марина", который уже больше десяти лет проводится в Морской галерее. Компетентное жюри во главе с киевским искусствоведом Ольгой Петровой отметило трех победителей конкурса. Ими стали Слободан Томич (Сплит, Хорватия), Константин Калинович (Луганск, Украина) и Эдуард Бельский (Киев, Украина). Предпочтение отдавалось печатной графике, на которой в будущем сосредоточится внимание "Грамарины". а на этот раз в конкурсе участвовали также рисунки и даже компьютерная графика. "Молодежь ленится заниматься трудоемкими графическими техниками, — сетует Татьяна Биновская. — Вот нам и хочется поощрить тех, кто все-таки не забыл дорогу к печатному станку…" Не все зрители согласились с тем, что первая премия досталась именно хорвату Слободану Томичу с его странноватыми гравюрами, выполненными в технике "сухая игла". Работы Слободана "Дневник капитана", "Сказки Синдбада" и "Выброшенный" вызывают ассоциацию со знаменитыми "Пляшущими человечками" Артура Конан-Дойля. Однако эти фигурки, словно нацарапанные детской рукой, содержат скрытый смысл и являются емкими образами, раскрывающими перед внимательным зрителем поэтику морских странствий и сурового быта моряков. Так что победа Слободана — вполне заслуженная, впрочем, в искусстве, восприятие которого всегда субъективно (как и само творчество), раздача призовых мест носит весьма условный характер. Ничуть не хуже, на взгляд дилетанта, смотрятся работы Бернара Броссара из Тулузы или Гайка Григоряна из Еревана… Среди семи участников, получивших поощрительные дипломы, есть одесситка — Альбина Ялоза, чье творчество представлено цветными линогравюрами "Слободка" и "Рыбалка". Вне конкурса на биеннале были представлены работы пяти мастеров, в том числе одесситов Геннадия Верещагина и Алексея Мазура. Ушедший два года назад из жизни Алексей воплощал море по-особому, в сложной авторской технике (говорят, бумагу часами варил в каких-то маслах), и концентрировал свое внимание на причудливом облике обитателей морского дна. Увы, он погиб, неудачно нырнув… В рамках выставки в течение трех дней проходил второй форум молодых композиторов с музыкальными произведениями на морскую тематику "МЮЗИК МАРИН ФЕСТ", Второй Международный молодежный фестиваль современной музыки. В проекте приняли участие художники и музыканты из двадцати стран мира (Украина, Польша, Молдова, Канада, Франция, Италия, Латвия, США, Германия, Словакия, Армения, Чехия, Япония, Румыния, Приднестровье, Беларусь, Россия, Иран, Китай, Мексика). На Первый молодежный фестиваль современной музыки, проходивший в ноябре прошлого года опять-таки в Морской галерее, съехались молодые композиторы и исполнители из Украины, России, Беларуси, Грузии. И было решено, что музыка, навеянная морем, солнцем и ветром, должна звучать во время проведения "Грамарины". Молодой одесский музыкант Анна Тихоплав, возглавившая фестивальную команду, взялась за дело… Если "Грамарина" является детищем "Марины", то "МЮЗИК МАРИН ФЕСТ" был рожден знаменитым одесским фестивалем "Два дня и две ночи новой музыки". Анна Тихоплав — ученица композитора Кармеллы Цепколенко, арт-директора "2Д2Н", и этим многое сказано. Идея, воплощенная на практике, оказалась более чем удачной. Поэзия линий, помноженная на поэзию звука, создали особую атмосферу. Фестиваль объединил музыкантов — представителей разных стилей и направлений, а скучающих зрителей и слушателей в галерее, превращенной в концертный зал, не было. Прелесть и новизна самой идеи форума состоит в том, что выход на широкую аудиторию получила передовая молодежь мира музыки. Благодаря стараниям организаторов в Морской галерее можно было услышать и оценить качественную авангардную музыку, созданную и исполненную настоящими профессионалами, хотя и юного возраста. Более того, эта музыка пополнит мировую музыкальную копилку: записи произведений, исполненных на фестивале, сформируют международную базу данных молодых авторов и исполнителей. Открылся фест пьесой киевлянки Марии Мядюты "Море на рассвете" в исполнении одесской пианистки Ани Варданян. Среди наиболее ярких впечатлений следует отметить выступления киевских пианистов Евгения Геплюка и Андрея Зименко с авторскими композициями. Особенно порадовали ансамбли Senza sforzando (Одесса) и Nostri temporis (Киев). Солист последнего коллектива Алексей Шмурак оказался талантливым пианистом-интерпретатором и весьма интересным композитором, хотя учится всего на втором курсе Киевской Национальной музыкальной академии имени Чайковского. Строгие знатоки музыкальной культуры замечали, что практически все произведения молодых композиторов — "Морские сонаты", "Капли", "Таинства волны", "Мерцания океана" и так далее — явно в той или иной мере написаны под влиянием Клода Дебюсси. Верно, только стесняться подражанию столь высоким образцам вряд ли стоит. В музыке всего семь нот, а глубины моря неисчерпаемы. Будем надеяться, все прекрасные начинания Морской галереи, а также ее партнеров получат продолжение, то есть музыка будет дополнять впечатления от картин и графики на стенах. И не исключено, что в дальнейшем туристы с изысканным вкусом будут стремиться побывать в Одессе именно в канун "Грамарины". А художники, засучив рукава, будут создавать офорты, линогравюры, литографии, не смущаясь трудоемкостью техники.

Мария ГУДЫМА (Одесса)


Ссылки на статьи
В Одессе пройдет фестиваль современной музыки Music Marine Fest
Неземная музыка
Море внутри… и снаружи…
Морская душа просит музыки


 
Сайт управляется системой uCoz